emilchess ([info]emilchess) wrote,
@ 2009-06-25 15:15:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Аномалия
По какой-то причине, дни рождения огромного числа
сильных шахматистов приходятся на июнь-июль.
Cудите сами: Крамник, Гельфанд, Камский, Широв, Cвидлер, Морозевич, Яковенко, Полгар, Гашимов, Мотылёв...
Есть этому какое-нибудь логическое объяснение?
Прошу учесть, что в августе, навскидку, нет просто НИКОГО! 

Расклад-с?



(35 comments) - (Post a new comment)


[info]konek_gorbunok
2009-06-25 12:36 pm UTC (link)
Не думаю, что ты ждешь серьезный ответ. :)

Посему, во первых - анекдот:

- А почему не сыграл мой козырный туз?? - Раскладец, батенька.

А во вторых, август - восьмой месяц. Значит, рождаются в недоношенном виде дети, зачатые родителями-алкоголиками после новогодней пьянки. Ты хочешь, чтобы они стали шахматистами? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]emilchess
2009-06-25 01:34 pm UTC (link)
Анекдот знал, именно поэтому употребил слово "расклад".
Шуточные версии откидываем, а почему так получается
действительно интересно.
Нет августовcких, нет февральских...

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2009-06-25 12:38 pm UTC (link)
Чтобы ответить на этот вопрос более-менее корректно, лучше всего взять сотню-полторы самых сильных и известных шахматистов за всю историю и поглядеть диаграмму по месяцам. Другой вопрос, что это даст, как объяснить результат?

КБ

(Reply to this) (Thread)


[info]emilchess
2009-06-25 01:41 pm UTC (link)
За всю историю - сложно,
да и раньше другие факторы могли действовать.
Например, у футболистов вроде больше осенне-зимних,
там всё просто объясняется:
полгода разницы играют существенную роль,
поэтому тренеры уделяют больше внимания более развитым мальчишкам,
а летние отсеиваются.
В шахматах всё наоборот.При этом, так было не всегда,
по крайней мере историческая выборка по чемпионам мира
не выявляет особых аномалий,всё распределено.
В современных шахматах же явный перекос.
Почему? cовершенно непонятно...

(Reply to this) (Parent)


[info]re_gata
2009-06-25 01:21 pm UTC (link)
Колдунство, не иначе)
А когда у Мити др?

PS Извини, что я потерялась, совсем-совсем некогда до вас доехать(

(Reply to this) (Thread)


[info]emilchess
2009-06-25 01:44 pm UTC (link)
28 Июня.

Есть такая гаджЕтт - телефон:)

(Reply to this) (Parent)


[info]nasty_critic
2009-06-25 01:34 pm UTC (link)
Эхо войны

(Reply to this) (Thread)


[info]emilchess
2009-06-25 01:45 pm UTC (link)
Долго оно слишком аукается:)

(Reply to this) (Parent)


[info]fiviol
2009-06-25 01:36 pm UTC (link)
Надо бы, конечно, выборку побольше.

А так - да, я тоже в июле родился. :)

(Reply to this)


[info]e_ponikarov
2009-06-25 03:12 pm UTC (link)
Ну, я профи статистик.
Потому на всякий случай осторожно скажу - выводов не сделать, потому что выборка ничтожная.

Когда студентов в универе учил - заставлял проверять астрологические теории, есть ли зависимость между знаком зодиака и, например, профессией. Никогда ничего не находили при нормальных условиях эксперимента (скажем, если брать всех людей данной профессии из БСЭ на букву А).

(Reply to this) (Thread)


[info]emilchess
2009-06-25 03:41 pm UTC (link)
А футболистов вы не проверяли?Там вроде серьёзный перекос.

C шахматистами, наверняка, случайность -
всё же подобная закономерность не прослеживается на протяжении десятков лет.
Хотя февральских и августовских, ну совсем не припомню:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]e_ponikarov
2009-06-25 03:58 pm UTC (link)
С футболистами все статистически объяснимо - потому что в том возрасте, когда детский тренер принимает решение о перспективности того или иного парнишки, начало года и конец года резко отличаются. Понятно, что почти годовая разница между февральским и декабрьским мальчиками одного года рождения скажется в этой оценке. В восьмилетнем возрасте это пропасть, а не разница.

Потому и определенный перекос есть в сторону первого полугодия у футболистов.

Что касается шахматистов, то при можно и проверить.
Берется шахматный энциклопедический словарь.
Берем и тупо листаем, выписывая даты рождения всех имеющихся личностей подряд.
А потом можно и анализировать, есть ли реально перекос.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]emilchess
2009-06-25 04:57 pm UTC (link)
Про футболистов я так и объяснил (см. выше) -
просто Вы сказали , что нигде нет перекоса, поэтому я переспросил.

Шахматистов за полтора века хлопотно считать:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]e_ponikarov
2009-06-29 07:25 am UTC (link)
Ладно, взял я в выходные с полки свой "Шахматный энциклопедический словарь" и пролистал.
Разглядывать все статьи мне было лень, поэтому я ориентировался на фотографии. У кого фотография есть - у того дату рождения и выписывал. И времени меньше потратил, и автоматически выписываются только более известные шахматисты.
В группу попало и несколько известных проблемистов, но не так страшно.
Выборка получилась - 301 человек. Не то, чтоб очень большой объем, но сойдет.

Результаты:
январь 23 февраль 32 март 36 апрель 21 май 28 июнь 21 июль 20 август 11 сентябрь 23 октябрь 23 ноябрь 40 декабрь 23

Количество дней в месяцах разное, потому, строго говоря, доля месяцев не 1/12, а 31/365 для января, 28/365 для февраля и т.д. Но для прикидки сойдет и 1/12.
Среднее значение для месяца - 25.08.

Видно, что от среднего сильно отклонены два месяца - август вниз, а ноябрь - вверх.
Значимо ли это отклонение по стандартному критерию хи-квадрат?
Величина хи-квадрат примерно равна 27. Это означает, что для уровня значимости 0.05 получается значимое отклонение от равномерности рождения шахматистов по месяцам (вероятность такого случайного отклонения оказывается менее 1%).
Но вообще это ни о чем не говорит, строго говоря. Ведь люди рождаются не совсем равномерно по месяцам. То есть распределение для шахматистов нужно сравнивать не с равномерным, а с распределением рождения по месяцам всей совокупности людей.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]emilchess
2009-06-29 08:07 am UTC (link)
Очень интересно, cпасибо за выводы!
Я уже писал, что раньше ситуация не была столь перекошенной.
Выборку из 301 я не делал, но корифеи прошлого навскидку были поделены равномерно.
Ceйчас же показалось удивительным, что из топ-20 текущего рейтинга 10 человек рождены в июне-июле. 3-4 было бы нормально.Ну 5, ну 7, ну не 10 же!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]emilchess
2009-06-29 08:12 am UTC (link)
Точнее, 9. Полгар почти не играет и выпала из двадцатки,
хотя это лишь формально.

(Reply to this) (Parent)


[info]e_ponikarov
2009-06-29 09:27 am UTC (link)
Ну, есть и другие интересные и даже более эффектные совпадения.
Классический пример - три из первых пяти президентов США умерли 4 июля, в день независимости.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]emilchess
2009-06-29 09:54 am UTC (link)
Cогласен!
Эффектней не придумаешь:)

(Reply to this) (Parent)


[info]netspiderul
2009-06-26 06:34 pm UTC (link)
+ вероятно сезонные колебания рождаемости.
к лету "поспевают" осенние.

(Reply to this) (Parent)


[info]050778
2009-06-25 03:59 pm UTC (link)
+Томашевский, кстати
а есть какая-нибудь база данных по дням рождения? можно же посмотреть тогда
ФИДЕ, допустим, это где-то же фиксирует

(Reply to this) (Thread)


[info]emilchess
2009-06-25 04:58 pm UTC (link)
Фиксирует.
Но почему-то не публикует:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2009-06-26 06:02 am UTC (link)
У меня был, но, к сожалению, пропал большой настенный перекидной календарь американской федерации на 2007 год со всеми датами - днями рождения и побед в турнирах, матчах всех (!) более или менее известных шахматистов за всю историю, прямо списком в клеточках соответсвующего дня. Может быть его у кого-то и можно еще найти.

КБ

(Reply to this) (Parent)


[info]ni_bella
2009-06-25 04:15 pm UTC (link)
Я думаю. что разгадку нужно искать в астрологии.
Под знаком "Рак" родились Крамник, Гельфанд, Широв, Морозевич, Яковенко.
Полгар и Гашимова формально можно отнести к знаку "Лев", но любой астролог скажет, что люди рожденные 23 и 24 июля находятся под очень сильным влиянием созвездия "Рак".
Раки это люди с очень сильно развитой интуицией и богатым воображением, они никогда не сделают ход не просчитав все возможные варианты.
Камский, Свидлер и Мотылев родились под созвездием "Близнецы". "Близнецы"-интеллектуалы.

Я тоже родилась в июле, это расклад от рака:)

(Reply to this) (Thread)


[info]back_in_usa
2009-06-25 09:56 pm UTC (link)
это люди с очень сильно развитой интуицией и богатым воображением, они никогда не сделают ход не просчитав все возможные варианты.

Это только мне кажется, что вторая часть предложения противоречит первой? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ni_bella
2009-06-25 11:33 pm UTC (link)
Интуиция и воображение помогают выбрать нужный вариант действия из всех возможных, просчитанных при помощи логики.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]back_in_usa
2009-06-26 04:27 am UTC (link)
Вот-вот. А фраза утверждает, что они просчитывают всё. То есть, вообще не пользуются своими богатыми интуицией и воображением.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ni_bella
2009-06-26 04:57 am UTC (link)
Согласна с Вами, фраза неудачна. За интуицию и логику отвечают разные полушария мозга.
Трудно сказать какое из полушарий определяет правильный выбор.
"Английский гроссмейстер Найджел Шорт, который много раз проигрывал Юдит Полгар, сказал о ней: «Она — убийца, и чует мат уже за двадцать ходов»."
Чует - интуиция, но двадцать ходов нужно просчитать.:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]emilchess
2009-06-26 05:14 am UTC (link)
Извините , но двадцать ходов невозможно просчитать.
В том-то и дело, что "чует" :)
Хотя и это, скорее красивая гипербола, нежели реальная оценка.
Имеется в виду , что Полгар имеет обострённое чувство атаки,
и тонко интуичит в непросчитываемых позициях.

(Reply to this) (Parent)


[info]back_in_usa
2009-06-26 07:53 am UTC (link)
Нет, тут Шорт явно имел в виду ситуации, когда на 20 ходов не просчитать :) Хотя Полгар отличный "счётчик".

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2009-06-26 06:09 am UTC (link)
"Раки это люди с очень сильно развитой интуицией и богатым воображением, они никогда не сделают ход не просчитав все возможные варианты."

А как же остальные шахматисты играют, просто шлепают, как говорил Юрков? Среди ЧМ только Крамник родился в июле, так что у остальных с интуицией тоже все в порядке.

КБ


(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ni_bella
2009-06-26 09:35 am UTC (link)
Родившихся 6 июня много, а Пушкин один.

Чемпионами мира становятся не потому, что кому-то повезло родиться в «условленное» время, когда рождаются чемпионы мира по шахматам:)
Я рискнула предположить, что какие-то характерные качества людей, родившихся под созвездием Рака, важны для успеха в шахматах.
Эмиль, мне кажется, расставил все точки над «И» в комментарии о Полгар: Имеется в виду, что Полгар имеет обострённое чувство атаки,
и тонко интуичит в непросчитываемых позициях

(Reply to this) (Parent)

Будем посмотреть...
[info]chigorinec
2009-06-26 07:35 am UTC (link)
Да, выборка неполная, вот закончится год и у меня будет полная картина по современным гроссмейстерам и маэстро прошлого. Может и удастся проанализировать список :)
Ну по февралю ясно - там дней намного меньше :)
Хотя, вот, пожалуйста, из известных: Глигорич, Саргиссян, Андрейкин, Тайманов, Авербах, Волков, Б.Гулько, Аврух, Свешников, Петров, Иоселиане, Юсупов, Лпутян, Тивяков, Менчик, Скрипченко-Лотье, Бронштейн, Долматов, Мих.Гуревич, Гангули, Мизес, Хоу Ифань...

(Reply to this) (Thread)

Re: Будем посмотреть...
[info]emilchess
2009-06-26 08:25 am UTC (link)
Имён звучных много, но я говорил о сильнейших шахматистах современности.
Никто из перечисленных на это не претендует.
Только двое (Тивяков и Саргиссян) регулярно в топ-50,
и то, на дальних подступах...
Что с августом?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Будем посмотреть...
[info]chigorinec
2009-06-26 09:06 am UTC (link)
Зато в списке много грандов прошлого, а из современных - несколько женщин :)

Опосля: августовские именинники будут в сентябре.

(Reply to this) (Parent)


[info]winpooh
2009-06-28 09:17 am UTC (link)
Зато в августе родился Ботвинник, и этого уже вполне достаточно :)

(Reply to this)


(35 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…